По самым оптимистичным прогнозам, после принятия закона о банкротстве несостоятельными себя могут объявить около 1 миллиона россиян
Как следует из результатов опроса, проведенного экспертами информационного портала W-City.netсреди банковских служащих, сотрудников коллекторских агентств и простых клиентов, после принятия в октябре Закона о банкротстве воспользоваться правом объявить себя банкротом предполагает более 1 миллиона россиян.
Ситуацию на рынке потребительского кредитования России можно назвать близкой к катастрофической: на сегодняшний день свыше 8 миллионов заемщиков не могут регулярно и в полной мере обслуживать свои долги и балансируют на грани банкротства, среди них около 3 миллионов – с долгами свыше 100.000 рублей, 1 млн. – с долгами свыше 500.000 руб. Все говорит о том, что осенью суды могут быть завалены делами о банкротстве – при норме в 300.000 их может оказаться свыше 1 млн.
На самом деле многие независимые аналитики говорят о том, что в сфере потребкредитования предстоит буквально взрыв на финансовом поле – первое полугодие заложило мощный вектор его развития, а катализатором станет закон о банкротстве. Согласно его положениям, о своем банкротстве может заявить любой гражданин с долгом свыше 500 тысяч рублей, если он предполагает, что не сможет его обслуживать. В суд он будет обязан предоставить списки своих кредиторов и должников с указанием сумм задолженности, опись своего имущества, справку о наличии счетов, вкладов, доходах и уплаченных налогах за три года. Кроме того, он будет обязан отчитаться обо всех совершенных за этот период сделках с недвижимостью и имуществом свыше 300 тысяч рублей.
По итогам 1 кв. 2015 года количество исполнительных производств по взысканию с физических лиц задолженности выше полумиллиона рублей уже превысило 450 тысяч. По данным Национального бюро кредитных историй, к июню более 300 тысяч человек имели просрочку свыше трех месяцев. Общая сумма таких задолженностей превысила два триллиона рублей.
http://w-city.net/
Около 30 % неплательщиков оказались в этом состоянии во многом по вине самих банков, которые до недавнего времени вели агрессивную рекламно-маркетинговую политику и заманивали клиентов в том числе и за счет сокрытия информации о грядущих последствиях. Так, за последние три года и Роспотребнадзор, и Центробанк констатируют стремительный рост числа жалоб граждан на качество предоставляемых финансовых услуг. Нарушения, связанные с кредитами и другими финансовыми услугами, многих россиян ввергают в бедность и даже нищету…
В Роспотребнадзоре доля жалоб, касающихся обмана или неправомерной деятельности банков, существенно выросла – до 19.037 случаев, или на 63%. Основной претензией пользователей финансовых услуг становится то, что уже в процессе пользования продуктом кредитных организаций они начинают выставлять условия, о которых потребители не знали в силу недостатка информации. Независимый мониторинг показал, что практически ни один из банков не предоставляет на своем сайте полную информацию — о штрафных санкциях и существующих дополнительных комиссиях по тем или иным кредитам, о полных затратах, которые понесет заемщик по кредиту. И почти никто не уведомляет заемщиков заранее о возможности смены условий кредитования в одностороннем порядке и не раскрывает всех возможных рисков, связанных с получением кредита и его обслуживанием.
Несмотря на рост проблемных долгов, банки редко идут на их реструктуризацию, тем самым загоняя своих клиентов в долговые ямы. Например, по пресловутой валютной ипотеке пересмотреть структуру долгов своих клиентов согласились лишь 8% банков, а по автокредитованию — всего 3%. Если же клиентам всё-таки предлагают реструктуризацию, ее условия в большинстве случаев влекут ухудшение положения заемщика.
Регулятор в лице Центробанка крайне снисходительно взирает на подобные фортели банков, которые в условиях лавинообразного роста неплательщиков внезапно сменили милость на гнев и на грани закона и за гранью морали буквально выбивают из них свои деньги. Параллельно все накручивая и накручивая штрафные санкции и пени, доводя доверчивых россиян до паники, паранойи и суицидов.
Ситуацию с ликвидностью у многих банков также можно назвать катастрофической – большинство банков-ритейлеров убыточны еще с середины прошлого года, говорят аналитики. Эльвира Набиуллина недавно заявила, что совокупные активы российских банков к июню этого года сократились на 7%. По данным рейтингового агентства Fitch, снижение объема кредитования превысило 1,3 трлн российских рублей. Если не учитывать финансовые показатели Сбербанка, то размер чистого убытка нашего банковского сектора составил бы уже 28 млрд рублей.
Своеобразным лидером вектора падения стал Альфа Банк, закончив апрель с минусом в 22 млрд рублей. Этот показатель крайне болезнен даже для такой устойчивой кредитной организации – ведь это почти что 10% от 247,8 млрд. собственных средств Альфа банка. Даже для крупного банка такая ситуация может быть расценена как пред дефолтная.
Также гигантские убытки в 1-м квартале показали ХКФ-банк — 5,6 млрд руб., «Тинькофф банк» – 193 млн руб.; убыток банка «Восточный экспресс» за три месяца составил 5,7 млрд руб., «Ренессанс кредита» — 3,2 млрд руб.
Эксперты в своих прогнозах осторожны – многие из них считают, что своего дна нынешний банковский кризис не достиг, и некоторого восстановления кредитной активности на национальном потребительском рынке можно со слабой надеждой ожидать не ранее середины 2016 года.