БОГАЧ, БЕДНЯК

Долгожданный закон о банкротстве физлиц будет принят Госдумой уже в весеннюю сессию и заработает с середины года. Об этом вчера сообщил глава Ассоциации региональных банков, депутат Анатолий Аксаков.

 

Планируемый порог «входа» в индивидуальное банкротство, скорее всего, останется на уровне 300 тысяч рублей. А помогать списать или реструктурировать долги на меньшие суммы, минуя судебное разбирательство и бесплатно, а также бороться с незаконными действиями коллекторов и банков будет общественный примиритель на финансовом рынке. Правительство готовится к внесению в Госдуму такого законопроекта, сообщил «РГ» финансовый омбудсмен Павел Медведев. Напомним, его служба была учреждена Ассоциацией российских банков, а закона, который помогал бы ему защищать заемщиков, до сих пор нет.

 

«Грешным делом, пока не принят закон о банкротстве физлиц, я обанкротил десятки людей, — рассказывает Павел Медведев. — Объяснял, что есть возможность заявить кредиторам о невозможности выплатить долг. Банки обращались в суды, суды решали в пользу банков, но судебным исполнителям нечего было взыскивать, потому что ко мне обращаются за помощью действительно безнадежные должники, их легко отличить от мошенников. И их оставляли в покое. Не было случаев, чтобы эта примитивная схема не сработала. Если заемщик стал инвалидом, удавалось договориться о списании долга».

 

Общество все больше нуждается в цивилизованных формах урегулирования проблемы просроченной задолженности. В феврале, по данным Центрального банка, 12,5 процента от всех выданных банками кредитов физическим лицам не погашались в установленный срок, из них 6,4 процента просрочены на срок от трех месяцев. Хуже всего ситуация с беззалоговыми кредитами (14,4 процента просроченных ссуд), значительно лучше — с кредитами под залог недвижимости (4,1 процента) и автомобилей (8,5 процента). Эксперты опасаются, что доля просроченных потребительских кредитов будет расти теми же темпами, что и потребительское кредитование в последние годы. Больше половины всех заемщиков в России считают свои кредитные обязательства тяжелым беременем, а 4 из 10 после уплаты платежей остаются с доходами, не дотягивающими до прожиточного минимума. Таковы данные всероссийского опроса, проведенного НИУ «Высшая школа экономики». Уровень финансовой грамотности россиян стабильно низок, показывают многолетние наблюдения. Договоры с финансовыми организациями подписывает не читая каждый десятый, а каждый четвертый читает, но подписывает независимо от того, понимает ли он этот текст полностью или нет. Все это напрямую отзывается на величине кредитной нагрузки.

 

Безусловно, некоторая наивность граждан играет роль в их закредитованности и показателях просрочки, говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев. Часто за кредитные деньги покупается вовсе не самое необходимое, и покупка в кредит какого-нибудь нового накрученного гаджета — явление абсолютно рядовое. К тому же система поощрения сотрудников в банках все еще устроена спорно. «У нас вообще продавцов чем угодно поощряют за количество продаж. В случае кредитов это абсурд», — подчеркивает собеседник «РГ».

 

Впрочем, не все банки в этом смысле одинаковые — есть просто безобразные, есть почти образцовые, а Банк России взял курс на сдерживание роста потребительского кредитования. Но больше всего на рост просрочки влияет изменение экономической ситуации. Ожидания многих заемщиков призыва 2011-2012 годов, что их доходы будут расти, не оправдались. По словам Павла Медведева, сейчас все больше должников, обращающихся в его службу, потеряли в доходах, к примеру, лишились премий.

 

16.04.2014

Игорь Зубков

Российская газета