ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕНЕЕ 10% РОССИЯН ЗНАЮТ ПРО ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ ФИЗЛИЦ.

Граждане практически не осведомлены об институте банкротства физлиц, формируемом в России.

 

Об изменениях в закон о несостоятельности, которые вводят банкротство граждан с 1 июля 2015 года, слышали лишь 9% россиян, свидетельствует исследование НАФИ, представленное на семинаре «Несостоятельность (банкротство) граждан» в пресс-центре «Интерфакса». Закон написан крайне сложным для неспециалиста юридическим языком — нужны ресурсы, которые взяли бы на себя просветительские функции, уверены эксперты.

 

«Банкротство граждан обсуждается в России больше 20 лет, но сами граждане осведомлены о нем крайне слабо. При этом большинство уверены, что банкротство будет выгодно только мошенникам», — заявил на семинаре председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

 

Ключевые пункты закона — порог вступления в банкротство, стоимость и исход процедуры — граждане зачастую трактуют неверно, отметили эксперты. Так, многие уверены, что гражданин имеет право подавать в суд заявление о банкротстве лишь тогда, когда его долг превысил 500 тыс. рублей. «Такой порог предусмотрен для кредитора, должник же имеет право подать заявление и с меньшей суммой долга, если очевидные обстоятельства не позволяют ему исполнить свои денежные обязательства в срок», — уточнил замначальника Экономического управления аппарата Госдумы Дмитрий Скрипичников.

 

Принятие судом заявления о банкротстве не влечет немедленную реализацию имущества, напомнили эксперты. Дело о банкротстве может закончиться тремя вариантами: мировым соглашением, реструктуризацией долгов на срок не более трех лет, и только если два первых варианта невозможны, должник признается банкротом, и начинается реализация его имущества.

 

«Международный опыт показывает: должник стремится к банкротству, кредитор — к реструктуризации. Вопрос в том, насколько готовы к реструктуризации кредиторы. На наш взгляд, с этим в стране есть серьезные проблемы», — отметил директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. По оценке коллекторского сообщества, в 2015 году будут запущены десятки тысяч процедур персонального банкротства, сообщил Б.Воронин.

 

У граждан нет четкого представления о стоимости процедуры банкротства. «Расходы на процедуру банкротства гражданина по оценкам арбитражных управляющих могут составить как минимум 30-40 тыс. рублей. Эта сумма складывается из вознаграждения финансового управляющего в 10 тыс. руб. за каждую процедуру, а их в деле о банкротстве может быть от одной до трех, расходов на раскрытие информации о ходе процедуры (публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании), почтовых расходов, но без учета процентов от выплаченного долга или стоимости реализованного имущества», — рассказал председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.

 

Директор проектов Управления по работе с проблемными активами Сбербанка (MOEX: SBER) Евгений Акимов обратил внимание, что процедура персонального банкротства предполагает не освобождение от долгов, как обещает реклама «антиколлекторов», а урегулирование долга. Если гражданин должен одному банку, лучше договориться о реструктуризации, советует эксперт.

 

Эксперты сошлись во мнении, что причина ошибочных представлений граждан о процедуре персонального банкротства — в сложности текста закона и в агрессивном продвижении своих услуг организациями и отдельными гражданами, которые обещают «освобождение» от долгов. Ресурсов, которые бы взяли на себя информационную и образовательную функцию, пока крайне мало. Среди них назвали порталы, которые готовятся к запуску, такие как EsliBankrot.ru, и другие, уже начинающие работать. Точечных усилий отдельных ресурсов недостаточно, уверены эксперты, необходима широкая государственная кампания по разъяснению гражданам их прав, обязанностей и возможностей в процедуре банкротства.